МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра археологии и всеобщей истории

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой________Эбель А.В.

«____»_____________2016г.

 

 

 

Рабочая программа

 

Фольклор и этнография народов Горного Алтая

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 43.03.02 «Туризм»

профиль подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг»

 

Программа утверждена на заседании кафедры археологии и всеобщей истории 12 мая, протокол № 12

 

 

Горно-Алтайск 2016

 

 

 

 

Наименование дисциплины Фольклор и этнография народов Горного Алтая

1 Цель дисциплины:

Развитие социально-личностных качеств  студентов, а также в формировании общекультурных и профессиональных компетенций  по направлению подготовки 43.03.02. «Туризм».

2 Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится Б.1.В.ОД.4. вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки Туризм _,  профиль ___ Технология и организация экскурсионных услуг ___

Предшествующими для изучения дисциплины являются «Философия», «Введение в профессию», «История», «Философия». Данная дисциплина предшествует изучению дисциплин «Технология и организация экскурсионных услуг», «Экологическое право», «Музееведение и выставочное дело».

3 Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции  ОК-4 :

- способность работать в команде, толерантности восприятия социального, этнического, конфессионального и культурного различия.

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:

       знать:

- предмет, понятийный аппарат фольклористической и этнографической наук,  исследовательские методы, научные концепции,  гипотезы. 

        уметь

- работать с научной литературой, разными типами  источников, на основании чего формулировать и аргументировать свою позицию;

- толерантно воспринимать  этнические, конфессиональные  и культурные различия

        владеть:

- методами анализа, обобщения полученных знаний по фольклору и этнографии;

- способностью работать в команде

             - историческими и филологическими  понятиями и терминами.

 

4 Общая трудоемкость дисциплины составляет _72/2__ зачетных единиц.

 

Вид учебной работы

 

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

 

2

Аудиторные занятия (всего)

72/2

72

В том числе:

-

-

Лекции

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

Семинары (С)

18

18

Самостоятельная работа  (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Реферат

 

 

Курсовая работа

 

 

Эссе

 

 

Работа с контурной картой

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

72/2

 Зачет

72/2

Общая трудоемкость: часы / зачетные единицы

72/2

72/2

 

 

 

Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины

 

Наименование раздела (темы) дисциплины

Всего часов

Компетенция

Сумма компетенций

 

ОК-4

 

 

1Этническая история и культура народов Горного Алтая

6

+

1

 

2 Материализованная деятельность

8

+

1

 

3 Фольклор: Несказочная проза

16

+

1

 

4 Фольклор : Эпическое искусство

8

+

1

 

5 Религия народов Горного Алтая

33

+

1

 

6  Современная культура народов Республики Алтая

2

+

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
5. Курс лекций по дисциплине

Тема № 1. (2 часа). Исследования по этнографии и фольклору. Этнографические исследования дореволюционного времени связаны с именами В.В.Радлова, Г.Н.Потанина. Развитие  этнографии Горного Алтая неразрывно связано с именами В.В.ВербицкогоА.В.Анохина, Н.П.Дыренковой.  В связи планом арендного пользования кабинетными землями, а также со всеобщей российской переписью населения, было исследовано население Горного Алтая во главе С.П.Швецовым. Всеобщая перепись алтайцев, с указанием родовой принадлежности, позволили провести исследования сравнительного характера (Аристов). В довоенное время в Горном Алтае работали этнографы Л.П.Потапов, С.Токарев, Э.Л.Каруновская, Н.П.Дыренкова, А.Г.Данилин. В книге А.Г. Данилина впервые даются идейные основы, культы и культовые сооружения бурханизма – новой «белой веры» алтайцев.  Наиболее полно этнография коренного населения Горного Алтая дана в трудах Л.П.Потапова, В.П.Дьяконовой. Алтайская этнография и фольклор получила дальнейшее развитие в трудах Н.Ф.Сатлаева, П.Е.Тадыева, С.С.Суразакова, Е.М.Тощаковой, Л.В.Чанчибаеавой. В послевоенное время научные исследования в Горном Алтае получили новый импульс в связи с открытием Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы в 1953 г. Активные работы велись в области этнографии и фольклора. Было начало издание многотомной серии «Алтай баатырлар» - Алтайские героические сказания; на сегодня издано 14 томов. В области исследования фольклора работали С.С.Суразаков, С.С.Каташ, С.М.Каташев. Сегодня известны труды З.С.Казагачевой, И.Б.Шинжина, Т.М.Садаловой, М.А.Демчиновой.

 

Тема № 2. (2 часа). Проблемы этногенеза  и этнической истории народов Горного Алтая. Культурное наследие Горного Алтая.

Проблемы этнической истории народов Горного Алтая всегда находились в поле зрения исследователей. В настоящее время общепринятой является точка зрения о том, что предки современных алтайцев – коренных жителей Республики Алтай – хунну освоили этот регион уже на рубеже Iв.н.э., возможно и раньше (с учетом монголоидной внешности некоторых погребенных представителей знати в пазырыкских курганах, в частности, в позднем погребении Шибе). К середине I тыс. н.э. первая волна тюркизации юга Западной Сибири практически завершилась. Считается, что основную роль при этом сыграли племена группы теле – потомков северных хунну. Было заложено начало формированию языков группы называемой в науке огузско-уйгурской группой языков. Именно на языке огузско-уйгурской группы говорят ныне племена северного Алтая, Хакассии и Шории. Вторая волна тюркизации (со второй половины Iтыс.н.э.), скорее всего связана с племенами, говорящими на языке кыпчакской группы. На  языке этой группы говорят алтайские племена – телеуты, теленгиты и собственно алтайцы. Надо сказать, что  этноним «алтайцы» появился поздно. Этот термин прочно вошел в науку после издания работы В.В.Радлова «Из Сибири». Анализ архивных документов XVIII в. свидетельствует о том, что этот термин «алтайцы» не употреблялся в то время. Наиболее употребительным был термин «теленгиты/теленгуты» (белые, горные). Горными теленгитами назывались все племена, проживавшие по левобережью Катуни. Белыми назывались племена, жившие в степном Алтае. В этом плане всегда особняком стояли тёлёсы, которые иначе никак не назывались. Под тёлёсами подразумевались почти все нынешние теленгитские роды (ныне Улаганский район) и племена, жившие в прителецкой тайге. Таким образом, можно констатировать, что к моменту присоединения к России алтайские племена представляли собой единую этническую общность теленгиты,  проживавшие в  едином пространстве Джунгарского ханства, занимая в нем компактную северную часть, и, говорящие на одном языке. Дальнейшее формирование народа было прервано разразившейся катастрофой в Джунгарском ханстве и последующим присоединением Горного Алтая к России. Находясь в составе России алтайские племена стали утрачивать единое название теленгиты (сохраненное ныне только теленгитамиУлаганского и Кош-Агачского районов, присоединившихся к России только в 1864 г., а до этого находившиеся в статусе двоеданцев), закрепляя лишь названия территориальных групп (чуй-кижи, алтай-кижи, йыш-кижи). Надо полагать, что уже в Джунгарском ханстве алтайцы находились на стадии формирования этнотерриториальных групп. Но в составе России, возможно, они утратили единое этническое имя теленгиты, хотя при этом получили на некоторое время передышку от войн и разорения. В конце XX в. племена северного Алтая объявили себя коренными малочисленными народами, вслед за ними таковыми объявили себя теленгиты. Основной причиной этого, по мнению самих представителей, является надежда на получение различных субсидий, адресованных КМН в России.

  Проблемы происхождения народа нередко увязываются с проблемой культурного наследия. Многие современные народы связывают свое происхождение с Горным Алтаем. В первую очередь следует назвать такие тюркские народы как кыргызы и уйгуры.   Если присутствие кыргызов на Алтае подтверждается археологическими памятниками (Кёк-Эдиган в Чемальском районе), то в отношении уйгуров это высказывание спорно. Кырыгызская культура зафиксирована в эпическом наследии (сказания «Манас» и «Алып-Манаш»). В Чемальском районе сохранились названия географических объектов (Манас, Каракёл, Тогускёл), фигурирующих в эпосе «Алып-Манаш». На Алтае сохранились рунические надписи (Мёндюр-Сокконская) с упоминанием этнонима «кыргыз».Однако культурное влияние уйгуров довольно велико, поскольку именно через них (позже и через кыгызов) распространялась такая эклектическая религия («смесь» буддизма и христианства) как манихейство. На скале Бичикту-Боомимелаь надпись, написанная, как считал проф. М. Наделяев, уйгурским письмом. На Алтае обнаружены изваяния, на которых изображены персонажи «с ожерельем» и держащие в руках  узкогорлые, с удлиненным туловищем, сосуды. Эти признаки характерны для уйгурской культурной традиции.

       В настоящее время от тюркского наследия остались сотни рунических надписей, каменных изваяний, несколько тысяч рисунков. Наиболее известными памятниками являются святилища Бичикту-Боом, Калбак-Таш, Туйактуу (Туэкта), Жаогыз-Тёбе, Бар-Бургазын и др. Следует отметить, что наскальное искусство сохраняет в себе следы многих прошедших эпох (культуры эпохи бронзы, каракольской культуры, гунно-сарматской, тюркской, монгольской культуры). «Многослойными» и полифункциональными являются почти все памятники наскального искусства.  Насыщен археологическими памятниками Чемальский район (петроглифы Бийке, Карбан, Куюс, Кара-Суу и др.).

Тема № 3. (2 часа). Среда обитания. Хозяйственная деятельность.

Материальная культура. Жилище. Пища. Утварь. Поселения и жилища таежных охотников и рыболовов. Роль собирательства и земледелия в быту таежных охотников. Пища. Одежда. Утварь. Виды и радиусы кочевания  южных алтайцев (горизонтальное у степных жителей, вертикально-горизонтальное у жителей горно-долинной местности). Стационарные (преимущественно весенне-осенние и зимние) и временные (летники, охотничьи станы) типы жилищ. Планировка жилища и хозяйственных построек. Зонирование внутри аила. Одежда кочевников, живущих в условиях резко-континентального климата. Мясо-молочная пища. Старообрядческие поселения Горного Алтая. Хозяйство и быт староверов. Казахи Горного Алтая.

    Результаты материализованной деятельности населения Горного Алтая – образцы традиционной посуды, одежды, жилищ, пищи и т.д., - сразу и  в одном месте можно увидеть на национальном празднике «Эл-Ойын». Каждая этническая группа представляет свою традиционную культуру. Здесь же можно купить изделия из дерева, кожи, мехов и т.д. у самих мастеров, которые «раскидывают» свою «лавку» на специально отведенных местах.

 

Тема № 4. (2 часа). Социальные отношения. Семейный быт.

Обряды жизненного цикла: родильные, свадебные и похоронные обряды. Формы брака у алтайцев: колыбельный брак; брак по обоюдному согласию; брак «умыканием». Брачный возраст и многоженство. Многоженство у алтайцев, как и у всех азиатских кочевников, было обусловлено необходимостью иметь мужское потомство. Мужчины имели право взять вторую жену, если первая жена не родила ему сына в течение 6 лет совместной жизни. Также он мог жениться, если его жена была значительно старше его, т.е. его женили в юношеском  возрасте в случае смерти старшего врата (обычай левирата), чтобы дети брата не остались сиротами.  Обычай экзогамии – запрета жениться на девушках своего рода (сёёк) – был, очевидно, практикуем из опасения кровосмешения и опасности появления нездорового потомства. Кроме того, этот своеобразный обычай регулирования «здоровья народа», должен был быть регулятором отношений между родами и семьями в отношении имущества. Между родами происходил не только брачный обмен, но совершались обряды, направленные сохранение  и накопление имущества. Поскольку обряды жизненного цикла (с практикой дарообменов) исполнялись членами обоих (брачующихся) родов. Отношения материнского и отцовского родов – авункулат, закреплялись множеством обычаев. Эти обычаи прежде всего были направлены на взаимную поддержку членов родов, особенно мало защищенных  - детей, стариков, женщин.   Представления о загробном мире (культ предков) и похороны. У алтайцев культ предков был возведен в ранг общенационального. Он поддерживался двумя способами – культ предков был соединен с культом Алтая в лице единого божества  Дух- хозяин Алтая (Алтай ээзи) или Алтай-кудай (бог Алтая). Помимо унифицированного представления о духе-хозяине Алтае культ предков поддерживался на уровне родового и семейного культов в лице тёс – духа-хозяина  родовой горы или духов загробного мира или  других медиаторов. Социальные отношения и семейный быт казахов. Семья и быт старообрядцев.

Понятие тёс является основополагающим для мировоззрения алтайцев. С ним связано представление о родовой горе. Сегодня термин род относится к числу спорных терминов, поскольку очевидно, что речь идет о племени, если говорить о «родовой горе» или почитаемом минеральном источнике. Например, крупнейшее племя Алтая тёлёсы, а аткже все племена Северного Алтая почитают горную вершину Абакан.  Другое крупное племя тодоши почитают гору Бабырган. Кроме этих гор почитаются вершины Албаган, Адыган, Ак-Кайа, Ирбисту, Кёкёру-бажы и ряд других. Помимо горных вершин, которым поклоняются алтайцы, в частности бездетные семейные пары, чтобы получить благословение от родовых Духов-предков, в Горном Алтае памятники всеобщего почитания. Такому памятнику относится мегалитический комплекс Кабай-таш (Пуповинный камень) в Кош-Агачском районе.

 

Тема № 5. (2 часа). Религия народов Горного Алтая.

Шаманизм – это архаическая религия, в которой главным посредником между людьми и богами является шаман (кам). Сфера деятельности шамана – это его «путешествия» в  три сферы мироздания - верхний, средний и нижний миры, в которых, согласно мифологическим представлениям, обитают боги и духи. Душа человека имеет свойство отделяться от своего хозяина. В такие моменты она становится своего рода «двойником» хозяина и становится, соответственно,  «жертвой или добычей» духов из других миров.  В зависимости от местонахождения двойника в трех мирах шаман устраивает камлание соответственно божествам верхнего, среднего и нижнего мира. Этот тип камланий  связан с лечением больных (возращением «заблудшей» души-двойника).  Наиболее распространенным персонажем шаманской мифологии и основным адресатом шаманских камланий является верховный бог Улгень.  Другим  адресатом являлся Эрлик – владыка подземного мира. Культовая практика шаманизма, как известно, связана с кровавыми жертвоприношениями, основным из которых является тайылга – обряд жертвоприношения животного. Шаманский дар является наследственным.

 Шаманские атрибуты в качестве объектов культурного наследия сегодня можно увидеть лишь в музеях. Места шаманских захоронений являются наиболее запретными и «закрытыми» не только для посторонних людей, но и самих алтайцев.

Христианство.В XIX в. основная масса коренных жи­телей Горного Алтая была шаманистами. По мере усиления миссионер­ской деятельности православной церкви среди коренных жителей увеличивается доля «крещеного» населения. Удельный вес населения, исповедующего христианство, постоянно повышался на основе роста численности русского и коренного «креще­ного» населения. В составе русских, христиан заметной была доля (около 31 % в 1912 г.) старообрядцев - старожилов Уймонской управы, Катандинской и других крестьянских волостей.В 1828 г. Святейший Синод поручил организовать при епархиях миссионерскую деятельность. По личному прошению, для этой цели в Тобольск прибыл из  Курской губернии архимандрит Макарий Глухарев (1792-1844 гг.). В 1830 г. прибыл в Бийск и положил начало деятельности Алтайской Духовной миссии. В своей  работе миссионеры сталкивались с различными проблемами. Самой наболевшей для них проблемой была проблема «двоеверия». Приняв христианство, алтайцы не отказались от своих традиционных культов, а своеобразным образом объединяли две религии.

В настоящее время  служители христианской веры возродили все церкви и часовни. К числу наиболее почитаемых объектов христанского наследия, помимо острова Патмос, является Онгудайская церковь, возле которой похоронен один из первых алтайских миссионеров М.В. Чевалков.

Бурханизмомназывается  с религиозно-реформаторс­ким движением среди алтайского народа, ознаменовавшим переход алтайцев от шаманизма  к бурханизму (по-алтайски: акбуркантьанг или актьанг - белая вера). В 1907 г. от последовате­лей бурханизма пяти алтайских дючин поступило письменное заявле­ние к уездным и губернским властям о том, чтобы их впредь не считали шаманистами. Своим эпитетом «белый» бурханизм противопоставлял себя давно известным и рядом бытующим шаманизму ("черная вера"), ламаизму ("желтая вера") и хрис­тианству, акцентируя свою истинность.По мнению исследователей «бурханизм выступает как национальное самосознание, выра­женное в конфессиональной форме на определенном этапе этнической консолида­ции. Основным персонажем пантеона бурханизма является бог «буркан» (от древнетюркского «бог»), под которым, как правило, подразумевался Алтай-кудай (бог Алтая). Бог бурханистов называется Алтай-ээзи Ак-Буркан – Белый буркан, бог Алтая. В первое время в качестве главного называлось божество Уч-Курбустан. Но вскоре последний стал замещатьтся Ак-Бурканом, впоследствии, вовсе стал совмещаться с духом- хозяином Алтая. Роль Уч-Курбустана как универсального бога алтай-кижи не оценена сегодня до конца. Дело в том, что невозможно сделать его изображений, нельзя его увидеть, потрогать руками.   Он пронизывает космос и обладает способностью всепроницаемости. Он связан с духом-хозяином Алтая, который выполняет его волю. Иногда, наоборот, считается, что он имеет свойство воплощаться в духа-хозяина Алтая, и таковым может представляться как Алтай-ээзи Ак-Буркан.  Поэтому бурханисты строили свои святилища – куре – под открытым небом. Никаких изображений богов здесь не положено ставить. Исполнителем культа бурханизма  является ярлыкчи. Рядовые алтайцы, независимо от родовой принадлежности, назывались «бурканукту» (букв.: имеющие происхождение от Буркана). По мере распространений веры новое содержание получили прежние культовые атрибуты традиционных (шаманских) верований алтайцев.

Бурханисткиекурее – храмы под открытым небом до сих пор мало изучены. До настоящего времени известны наименования и местонахождения более ста курее, расположенных почти по всей Республике Алтай, за исключением Чойского, Майминского и Турочакского районов (до сих пор не исследованных по данной тематике). Курее представляют собой прекрасные образцы каменного строительства алтайцев. Они прекрасно «вписаны в природу», т.е. являются памятниками религиозной архитектуры, уникальной в своем роде на Саяно-Алтайском нагорье. Безусловно, можно также говорить об чистейшем горном воздухе, насыщенном положительной энергетикой.

Тема № 6. (2 часа). Обычное право и землепользование.

Обычное право алтайцев и свод законов монголо-ойратского права «Великий Закон» (Их Цааз).  Регулирование отношений в социальной сфере, по земельным вопросам,  вопросам семьи и имущества, причинения телесного вреда, воровства. Обычное право и экологическая культура алтайцев. Землепользование по обычному праву и традиционным представлениям. Вся земля находилась в ведении джунгарского хана, но в конкретных случаях вопросами земли ведал зайсан. По представлению алтайцев всегда должна быть резервная территория для будущих поколений. Каждый родившийся мальчик «должен иметь свой участок земли», которым он имел право пользоваться после создания семьи, поскольку он становился самостоятельным хозяином, владел скотом, жильем и должен был заботиться о семье.  Земля как предмет пользования  (также как пространство жилища) подвергалась зонированию, и, при этом каждый житель строго соблюдал все предписания, касательно зон. Земля использовалась как пашня, покосы, пастбище, охотничьи и промысловые угодья. Кроме неприкосновенной земли «для потомков» была неприкосновенной земля «ыйык» - территория местообитания духов-хозяев и зверей. Говоря современным термином,  эта была территория заповедника или биорезервата. Кроме того особо выделялись территории стоянок и лежбищ зверей (туру). Вторжение в эти участки земли наказывалось не только проклятьем потомков, но и большими штрафами. Территория, прилегающая к юртам – местам поселения людей независимо от принадлежности роду, - находилась в общем пользовании. Это были участки с водоемами и топливом, сырьем.

 В настоящее время традиционное алтайское зонирование территории вполне соотвествует российскому природоохранному законодательству. Можно сказать, что официальный статус получил зона покоя Укок. Как места перелетов или лежбищ (воспроизводства) в Красной книге особо выделены отдельные берега Телецкого озера, Сайлугемский парк и ряд других. На этих же территориях находились нередко памятники культурного наследия.  Петроглифы имеются на территории зоны покоя Укок, Сайлюгемского парка, на Катунских белках.

Тема № 7. (2 часа). Обрядовый фольклор.

Обрядовый фольклор составляют вербальные и невербальные тексты, осуществляемые при совершении магических актов, направленных на благосостояние и непрерывность. Это – трудовые (производственные), календарные, религиозные, семейные и похоронные обрядовые тексты. Они исполняются в форме ритмической речи, песни, музыки  и магических жестов. Трудно отделить этнографическое описание обрядов и фольклорно-музыкальное  их сопровождение. Поэтому, как правило, фольклор часто рассматривается как часть науки этнографии (этнологии). В зависимости от культурно-хозяйственной принадлежности народа формируется своеобразие обрядового фольклора (фольклор таежных охотников, фольклор степных кочевых племен и т.д.). Вместе с тем важнейшее место занимает исторические условия, повлиявшие на своеобразие фольклора. Так, у старообрядцев с.УймонУсть-Коксинского района фольклор занимает первостепенное место, по сути, замещая заповеди православия. В фольклоре старообрядцев получили сохранение и развитие образы (святого Николая, Касьяна), которые  покровительствуют людям, живущим своим трудом. В фольклоре казахов Кош-Агачского района первое место занимают генеалогические предания, призванные сохранить свое прошлое, свои корни.

Обрядовый фольклор  чаще всго реализуется во время ежегодных календарных праздников – Чага байрам и   Тьылгайак, Рождество, Масленица, Наурыз. Многие ситуативные обряды (жертвоприношения духам-хозяевам дорог йер-йол, природных стихий, ветра, покровителям земледелия, кузнечества и т.д.) сопровождаются магическими текстами и действиями. У скотоводов распространены обряды, связанные  с рожденим ягнят, жеребят весной. У земледельцев во время уборки урожая осенью непременно присутствуют обряды, связанные с завершением земледеьческого цикла, например, обряд «последнего колоска».

Важную роль при исполнении обрядов играют музыкальные инструменты. У каждого из этнических групп или народов Горного Алтая имеются свои излюбленные инструменты.

Тема № 8. (2 часа). Искусство горлового пения кай.

Сказители Горного Алтая. Обучение сказительскому искусству. Музыкальное сопровождение исполнения горлового пения. Виды горлового пения. Ритмическая организация архаического вида словесного искусства. Функциональные аспекты горлового пения. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу». Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.  Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.

       Искусство горлового пения включает не только умение петь кай. Особое место в нем занимает изготовление музыкального инструмента топшуур, в сопровождении которого исполняется кай. Нередко топшуур воспринимается сказителями в качестве «ездового животного» для «путешествия в эпическую страну».

Тема № 9. (« часа). Археологические памятники Горного Алтая и традиционные представления алтайцев о священных местах (байлу).

Традиционные представления алтайцев о священных местах (байлу) – местах захоронения предков (курганах, могильниках), расположения наскальных рисунков, лежбищ и стоянок животных, природных памятников.

Многочисленные исторические предания свидетельствуют о пребывании известных деятелей в той или иной местности. Большое количество фольклорных текстов связаны с именами Ойрот-каана, Шуну, Амыр-Санаа, Чаган-Наратана, Адар-хана (сына Мандрак-хана или князя), Бюдюке, Тююкей,  Ирбизек, Ярынак и др.  Таковыми географическими объектами являются Кара-Таш (Телецкое озеро), Кырсай (Телецкое озеро), Артал (Телецкое озеро), Тьеерен (перевал в прителецкой тайге), скала Ёскюс-уул, Тююкей, Ял-Менку (Семинский перевал), Баатыр-таш (Усть-Коксинский  р-н). Названия многих природных  объектов связаны с мифами о чудовище Тьелбегене (Каменный залив на Телецком озере), Тьылантюшкен возле Артыбаша, Айры-таш на Телецком озере, Айбаткан в Усть-Канском районе. Другие объекты связаны с именами демонического существа алмыс, например, Алмысту (пещера в усть-Канском районе). Алмысёртёгён (Место, где сжигали алмысов в Шебалинском районе). Что касается алмысов, то их местопребыванием считаются пазырыкские курганы. Полагают, что вскрытие этих курганов влечет за собой появление алмысов на земле – демонов войны и кровопролития, разных стихийных бедствий. Памятники культурного и природного наследия являются сакральными, почитаемыми.

Тема  № 10. (2 часа). Традиционные представления об охоте и духах-покровителях у алтайцев (ээзи).

Традиционная охота. Охотничье снаряжение. Представления  о духах-покровителях охоты (фетишах) и охотничьи обряды. Народные промыслы, связанные с охотой.

Охота всегда занимала особое место в мировоззрении коренного населения Алтая. Почти вся территория Горного Алтая «усеяна» наскальными рисунками, на которых изображаются сцены охоты.  На некоторых рисунках можно увидеть изображения духов-хозяев, которым приносят жертвоприношения перед охотой. Все петроглифы имеют статус священных объектов, большинство из них занесено в Реестр  охраняемых памятников Республики Алтай и Российской Федерации. 

 

 

6.Практикум

 

 

1

 Исследования  по этнографии и фольклору во второй половине XIX – середины  XX вв.

 

Вклад В.В.Радлова в становление российской тюркологии. Вклад миссионера В.В.Вербицкого в исследование языка и этнографии народов Горного Алтая

У истоков изучения алтайского шаманизма – В.В.Радлов, В.В.Вербицкий, А.В.Анохин. Изучение   этнической истории алтайцев (Аристов, Радлов, Потанин). Перепись населения конца XIX в. и вклад С.В.Швецова в изучение коренного народа Алтая. Роль местных краеведов в изучении истории и этнографии Горного Алтая (Г.И.Чорос-Гуркин, Никифоров, Токмашов, П.В.Кучияк и др.).

Проблема сохранения исторических (материальных) памятников на территории Горного Алтая

Природные памятники на территории  Горного Алтая.

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследования  по этнографии и фольклору во второй половине XX  - в начале XXI вв.

 

 

Роль научно-исследовательского института истории языка и литературы и Педагогического  института в становлении алтайской науки и формировании кадров. Алтайские ученые  С.С.Суразаков, С.С.Каташ, С.М.Каташев и их вклад изучение фольклора.

Фольклористические  исследования на современном этапе. Памятники (нематериальные) – образцы  устного народного творчества

 

2

3

Этническая история народов Горного Алтая.

 

 

 

Этнический состав и происхождение алтайского народа. Административное устройство южных алтайцев и теленгитов. Социальная организация и институты для регулирования социальных отношений Проблемы коренных малочисленных народов Республики Алтай.

 

 

2

4

Хозяйственная деятельность народов Горного Алтая.

 

 

Среда обитания : природно-климатические условия, растительный и животный мир. Хозяйственно-культурные типы (ХКТ).Роль охоты у разных этнических групп Алтая (северных алтайцев, южных алтайцев, казахов и старообрядцев). Рыболовство в Горном Алтае. Скотоводство – основной вид деятельности и источник дохода у населения Горного Алтая. Народные промыслы: техника изготовления изделий из металла, дерева, кожи, шерсти.

 

2

5

Жилища и поселения народов Горного Алтая

 

Уклад и образ жизни, жилища   северных алтайцев. Жилища южных алтайцев. Поселения старообрядцев.

 

2

6

Пища. Продукты животноводства и традиционные способы переработки, хранения. Продукты растительного происхождения.

 

Традиционная пища алтайцев (северных и южных) и казахов. Особенности национальной кухни старообрядцев.  Традиционное собирательство: сбор, переработка, хранение растительного сырья для    разных нужд (приготовления пищи, лекарств).

2

7

Традиционная одежда народов Горного Алтая.

 

 

 

Особенности одежды различных этнических групп. Одежда служителей веры (профессиональная одежда). Детская одежда, женская и мужская одежда, одежда для пожилых людей. Погребальная одежда. Традиционная одежда казахов. Традиционная одежда русского населения (старообрядцев)

 

2

8

 Социальные отношения и семейный быт алтайцев.

 

 

 

Социальные отношения и семейный быт алтайцев Имущественные отношения.    Обряды жизненного цикла: родильные, свадебные и похоронные обряды. Родильные обряды - запреты и гигиена для беременных женщин; обряды наречения имени, обычаи и поверья, связанные с именем человека (детское имя, «взрослое» имя, старческое имя);  обряды  первой колыбели,  разрезания пут,   первой стрижки. Свадебные обряды: помолвка, сватовство и сговор. Формы брака: колыбельный брак; брак по обоюдному согласию; брак «умыканием». Брачный возраст и многоженство. Экзогамия. Левират. Сорорат. Отношения материнского и отцовского родов (авункулат). Представления о загробном мире (культ предков) и похороны. Социальные отношения и семейный быт казахов. Семья и быт старообрядцев.

 

2

9

Религия и верования.

 

 

 

Шаманизм. Бурханизм.

 

 

2

10

Религия и верования.

 

 

Христианство. Ислам. Календарные праздники и    обряды. Народные знания.

2

11

Обычное право алтайцев.

 

 

 

Земельные отношения по обычному праву: зонирование территории; распределение земли и пользование. Представление о сакральной территории «ыйык».

2

12

Фольклор народов Горного Алтая. Песенный, детский фольклор. Малые жанры – пословицы, поговорки, загадки.

 

 

 

 

Фольклор и воспитание детей. Детский фольклор (алтайского и казахского народов, старообрядцев). Песни народов Горного Алтая (исторические, трудовые, любовные, военные, сатирические и др.)

 

2

13

Фольклор народов Горного Алтая. Мифы и предания.

 

 

Несказочная проза (мифы и мифологические былички) народов Горного Алтая. Топонимические предания. Исторические предания. Генеалогические предания. Сказки и дидактические рассказы.

 

2

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство горлового пения у кочевников Центральной Азии.

 

Сказители Горного Алтая. Обучение сказительскому искусству. Музыкальное сопровождение исполнения горлового пения. Виды горлового пения. Ритмическая организация архаического вида словесного искусства. Функциональные аспекты горлового пения. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу». Эпос «Очы-Бала» в контексте проблемы «Укокскойпринцессы».Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.

Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.

 

2

15

Археологические памятники и проблемы реконструкции древней этнографии

Представления о священных территориях (местах захоронения предков). Представления о местах локализации наскальных рисунков (ээлю). Представления о культурном предке Сартакпае и древних оросительных каналах. Система оборонительных сооружений в Горном Алтае.  Пазырыкская культура Алтая и проблемы реконструкции древних этнографических представлений и обрядов.

 

 

7. Глоссарий

 

Аналогия – сходство объектов по некоторым, в основном, формообразующим, качествам. В археологии аналогия обычно применяется дл определения хронологии исследуемых предметов или комплексов по сходству с какими-то другими, дата которых известна.

Антропологический анализ – определение пола, возраста, расовых особенностей и т.д. по сохранившимся человеческим костным остаткам.

Бурханизм – особая форма религии, которую официально стали проповедовать алтайцы с 1904 г., называя ее «алтайской». Бурханизм возник на основе традиционного шаманизма, но со значительной долей элементов буддизма (в частности, ламаизма), который был государственной религией в Джунгарском ханстве.

Верования – отдельные и относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ и их влияние на судьбы его и связанных с ним людей.

Граффити – рисунки и надписи, нацарапанные на поверхности камней или изделий из металла, керамики и кости.

Древнетюркское изваяние – скульптурное изображение древнетюркского времени.

Инвентарь сопроводительный – предметы, помещавшиеся в могилу вместе с покойником.

Картографический метод – метод исследования в археологии, путем нанесения на карту местности, страны и т.д., мест находок с определенными признаками.

Картографический метод дает возможность наглядно представить распространение какой-либо культуры. Эффективен в исследовании достаточно хорошо обследованных районов, т.к. в другом случае показатель может отсутствовать не потому, что его нет, а из-за того, что еще не известен.

Кенотаф - «пустая могила», т.е. могила  без погребения, но имеющая надмогильные и внутримогильные конструкции. 

Классификация – систематизация материалов по ряду признаков на классы, группы, типы и т.д. В археологии существуют разные типы классификаций (функциональная, морфологическая, технологическая, иконографическая и стилистическая), которые применяются в зависимости от уровня и задач исследования.

Комплекс археологический – совокупность предметов, найденных вместе в могиле, жилище, кладе, слое и т.д. Различаются закрытые и открытые комплексы. Комплекс образуется предметами, которые оказались в данном месте одновременно и это можно доказать. Открытый комплекс только предполагает одновременность совокупности находок.

Космическая модель – образ вселенной, реконструируемый на основе анализа мифологических, ритуальных, языковых текстов, памятников материальной культуры.

Космогенез мифологический – система мифологических представлений о происхождении мира. Основной формой реализации этих представлений являются космогонические мифы, повествующие о преобразовании хаоса в космос. Процесс мифологического творения мира воспроизводится в основном календарном ритуале года (на рубеже Старого и Нового года).

Культурный слой – слой, образовавшийся в результате жизнедеятельности людей. Наблюдение за расположением напластований прослоек культурного слоя друг относительно друга дают возможность проследить временную последовательность находок.

Миф – термин, употребляемый в двух основных значениях: 1) как словесный повествовательный текст; 2) как система представлений о мире (модель мира). В первом случае миф понимается в синтагматическом, а во втором – в парадигматическом плане. Миф как синтагматическая единица является частным случаем реализации мифа как парадигмы смыслов (наряду с другими текстами культуры – ритуалом, социальными институтами, элементами материальной культуры и т.д.). Различие между мифом в первом и втором значении не тождественно разнице между мифом и мифологией, поскольку под последней понимается система мифов как повествовательных (синтагматических) единиц, а не миф как система. Миф как система представлений о мире, как особый тип мышления, предшествующий историческому, восстанавливается на основе данных этнографии, археологии, лингвистики, психологии и других наук.

Материнский род – союз кровных родственников, связанных родством по линии матери.

Отцовский род – союз родственников, связанных родством по линии отца (в западноевропейской литературе – отцовский клан представляет собой родовую организацию  ирландцев – клан).

Петроглиф – наскальный рисунок или надпись.

План памятника – чертеж, содержащий совокупность графических сведений о памятнике.

Полигамия – многоженство.

Половозрастное деление – деление, отражающее первоначальное общественное разделение коллектива людей в хозяйственной и социальной жизни по полу и возрасту

Предание – жанр несказочной фольклорной прозы, рассказ об исторических событиях и мифах, как правило, локального характера. Историзм преданий обусловлен стадиальным состоянием фольклора данного этноса.

Религия – форма общественного сознания; система взглядов, отражающая веру человека в существование сверхъествественного существа (бога), имеющая внешние проявления в специальных атрибутах и сооружениях.

Род – единица родо-племенной структуры саяно-алтайских народов, утвердившаяся  (после В.В.Радлова) в науке как «сёёк» (букв.: кость) - экзогамное патрилинейное подразделение. Несмотря на то, что отождествление сёёков с родами разделяются большинством исследователей этих народов, такой принцип классификации часто приводит к путанице в обозначении рода и племени, состоящего из нескольких родов.

Термин «племя» В.В.Радлов употреблял применительно хакасам, подразумевая под ним этнотерриториальную группу.

Стратификация – метод археологической интерпретации, основанный на законе напластования, который утверждает, что вышележащее отложение должно сформироваться позже, чем нижелажащее. Изучение стратификации позволяет определить относительную датировку слоев поселения, порядок сооружения кургана или последовательность заполнения ямы и т.д. Стратификация памятника устанавливается при помощи изучения профилей, а также планов наслоений.

Тотемизм (от индейского слова «тотем» - «его род») – вера человека в родственную связь с представителями животного или растительного мира, иногда с неодушевленной природой, представлениями о том, что такой представитель является  предком  их рода.

Трех веков система – археологическая периодизация, разделяющая историю человечества на три периода: каменный, бронзовый и железный век.

Фольклор – термин, употребляемый для различных явлений народной культуры. Объем этих явлений не интерпретируется однозначно ни в истории самого термина, ни в современной науке. Под термином фольклор понимаются прежде всего нравы и обычаи, духовные представления, а также устно-поэтические и музыкальные традиции.

Шаманство (от тунгусского «шаман» ) – одна из форм верований в доклассовую эпоху, вера человека в возможность с помощью особых ритуальных действий, совершаемых специальным лицом – шаманом – установить контакт с мнимыми духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле и т.д.

Шаманизм – система религиозных верований, имеющее свое внешнее оформление сходную у многих этносов социальную роль.

Шаманство (от тунгусского «шаман» ) – одна из форм верований в доклассовую эпоху, вера человека в возможность с помощью особых ритуальных действий, совершаемых специальным лицом – шаманом – установить контакт с мнимыми духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле и т.д.

Шаманизм – система религиозных верований, имеющее свое внешнее оформление сходную у многих этносов социальную роль.

Штамп – повторяющиеся вдавливания рисунков на керамике, выполненные перед обжигом, специальным инструментом или случайным предметом.

Эпос – в узком значении термином эпос объединяют исторически сложившуюся в мировом фольклоре и связанную с историко-типологической преемственностью систему жанров. Отдельные группы входящих в эту систему жанров внутренне связаны различными уровнями сходства (типы героев, характкерсюжетики, идейная доминанта и др.). в целом, однако, связь выражается прежде всего в последовательности исторического появления жанров, смены одних другими, при несомненном наличии преемственности и генетической зависимости.

Этногенез – возникновение народа и его дальнейшее развитие (формирование антропологических, лингвистических и этнографических особенностей).

Этнография – наука, изучающая народы. Этнография изучает материальную и духовную культуру народа, а также этническую историю, т.е. проблемы происхождения, этногенеза.

Ярлыкчи /ярлык – проповедники бурханизма. В отличие от шаманизма должность ярляыкчи не была наследственной. Ярлыкчи мог стать любой желающий, который принимал веру бурханизма и хорошо читал бурханистские молитвы.

8. Основная и дополнительная литература

Основная литература

Баскакова, Ирина Владимировна. Фольклор и этнография народов Горного Алтая [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов экономического факультета / И. В. Баскакова. - Электрон. текстовые дан. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014. - 45 с. - Режим доступа: http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=189:folklor-i-etnografiya-narodov-gornogo-altaya&catid=18:history&Itemid=172  

Дополнительнаялитература 

 1. История Горного Алтая [Текст : Электронный ресурс] : учебное пособие / А. П. Адлыкова, Т. В. Анкудинова, А. Г. Гонохов [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014. - 480 с.  Режим доступа: http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=219:istoriya-gornogo-altaya&catid=18:history&Itemid=172

2. Модоров, Николай Семенович. История и культура Горного Алтая [Текст : Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Н. С. Модоров, Э. П. Дворников. - Электрон. текстовые дан. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2010. - 122 с. - Режим доступа: http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=538:istoriya-i-kultura-gornogo-altaya&catid=18:history&Itemid=172

 

 

       9. Темы рефератов и контрольных работ. Темы для сообщений и обсуждений на     семинарских занятиях.

1.      Проблемы коренных малочисленных народов Республики Алтай.     

2.      Основные хозяйственно-культурные типы (ХКТ) в Горном Алтае. Их характеристика.

3.      Охота в традиционной культуре народов Алтая (северных алтайцев, южных алтайцев, казахов и старообрядцев)

4.      Лошадь в традиционной культуре и в хозяйственной деятельности алтайцев (казахов, старообрядцев).

5.      Народные промыслы в Горном Алтае.

6.      Уклад и образ жизни, жилища   северных алтайцев.

       8.   Жилища южных алтайцев.

       9.  Поселения старообрядцев.

      10. Роль  собирательства в традиционной культуре алтайцев (казахов, старообрядцев)

      11. Традиционная пища алтайцев (северных и южных) и казахов.

  1. Особенности национальной кухни старообрядцев. 

      13. Одежда народов Горного Алтая.

      14. Социальные отношения и семейный быт алтайцев.

  1. Ислам  и семейный быт казахов.
  2. Семья и быт старообрядцев.

      17. Религия и верования народов Горного Алтая. Шаманизм. Бурханизм.

      18. Религия и верования народов Горного Алтая. Христианство. Ислам.

      19. Календарные праздники и    обряды народов Горного Алтая.

      20. Фольклор народов Горного Алтая. Песенный, детский фольклор. Малые жанры – пословицы, поговорки, загадки.

  1. Фольклор и воспитание детей. Детский фольклор (алтайского и казахского народов, старообрядцев)
  2. Песни народов Горного Алтая (исторические, трудовые, любовные, военные, сатирические и др.)

      23. Мифы и предания народов Горного Алтая.

  1. Несказочная проза (мифы и мифологические былички) народов Горного Алтая.
  2. Топонимические предания и легенды Горного Алтая.
  3. Исторические предания народов Горного Алтая.
  4. Генеалогические предания.
  5. Сказки и дидактические рассказы старообрядцев.

      28. Искусство горлового пения у кочевников Центральной Азии.

  1. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»
  2. Эпос «Очы-Бала» в контексте проблемы «Укокской принцессы».
  3. Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.
  4. Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.
  5. Традиционные охотничьи представления и обряды. Петроглифы Горного Алтая как источник изучения охоты.
  6. Архаическое наскальное искусство  и астральные мифы. Мегалитические комплексы в Горном Алтая.

 

10. Контрольные  вопросы, выносимые на зачет

 

1.Этнография и фольклор как традиционные формы передачи информации.

2.Роль этнографии и фольклора  в современную эпоху.

3.В.В.Радлов и его вклад в тюркологию.

4. Г.Н.Потанин. «Очерки Северо-Западной Монголии»: Тексты. Примечания.

5. Бурханизм: Исследования и концепции.

6. Проблема этнической истории алтайцев в историко-этнографических исследованиях..

7. Исследователи коренных малочисленных народов Северного Алтая. Сатлаев Н.Ф.,   Кандаракова Е.П.

8. Исследования по этнической группе теленгитов (Дьяконова В.П., Чанчибаева Л.В.)

9. Исследования алтайского шаманизма (Анохин А.В., Потапов Л.П.)

10. Исследования по  фольклору народов Горного Алтая (Суразаков С.С.,Каташ С.С., Каташев С.М.).

11. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: таежные охотники и рыболовы.

12. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: охота и собирательство.

13. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: скотоводство.

14. Земледелие в Горном Алтае.

15. Традиционное строительство и адаптация к ландшафту.

16.  Традиционные ремесла: работа по металлу и дереву.

17.  Традиционные ремесла: изделия из шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.

18.  Мясо-молочная пища: приготовление и хранение.

19. Традиционная одежда и прически народов Горного Алтая.

20. Скотоводство и традиционный уклад жизни. Хозяйственный календарь. Производственные обряды (связанные со скотоводством).

21. Обряды жизненного цикла: родины, наречение имени, воспитание.

22. Обряды жизненного цикла: свадебные обряды у народов Горного Алтая.

23. Обряды жизненного цикла: похоронные обряды у народов Горного Алтая.

24. Религиозные верования и календарные праздники.

25. Календарь 12-летнего  животного цикла у народов Азии. Представления и обычаи алтайцев, связанные с традиционным календарем.

26. Основные религии в Горном Алтае.

27. Шаманизм и культ предков у алтайцев.

28. Бурханизм: верования и культы.

29. Ислам в Горном Алтае.

30. Христианство в Горном Алтае.

31. Обычное право алтайцев.

32.  Изучение алтайского героического эпоса: Проблемы методологии и методики исследования (Суразаков С.С., Каташ С.С., Казагачева З.С., Ямаева Е.Е.) .

33. Современные исследования по этнической истории алтайцев (Екеев Н.В.,Самаев Г.П., Модоров Н.С.).

34. Современные исследования этносоциальных процессов (Тадина Н.А.,Екеева Н.М., Муйтуева В.А.).

35.Проблема сохранения культурно-исторических памятников в Горном Алтае. Работа агентства по сохранению культурного наследия при Правительстве РА.

36. Проблема сохранения нематериального наследия народов Горного Алтая.

37. Мифы о сотворении мира и мифологические былички народов Горного Алтая.

38. Генеалогические мифы и предания алтайцев.

39. Топонимические мифы.

40. Астральные мифы. Мифы о культурных предках и изобретении предметов культуры (Сартакпай и др.).

41. Исторические предания об ойратах и Ойрот-хане.

42. Исторические предания о борьбе с завоевателями.

43. Предания о Шуну: миф и реальность.

44. Сказки народов Горного Алтая.

45. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Пословицы. Поговорки.Загадки.

46. Песенный фольклор.

47. Спортивные состязания и воспитание подрастающего поколения.

48. Экологическая культура в Горном Алтае.

49. Эпические сказания алтайцев: Сказание «Очы-Бала» в контексте проблемы Укокской принцессы». Роль мифа в современном мире.

50.Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»

 

11.Контрольно – измерительные материалы по курсу

 

       ВАРИАНТ 1

1.Жители с. Уймон Усть-Коксинского являются потомками

А. казаков

Б.  старообрядцев (староверов)

2. Автором книги «Из Сибири» является

А. В.В.Радлов

Б. С.И.Вайнтейн

3. Согласно родо-племенному устройству алтайцы делятся на

А. роды

Б. районы

4. Алтайцы-бурханисты проводят дни рождения

А. каждый год

Б.  через  12 лет

5.  Автор книги «Очерки по истории алтайцев»

А. Л.П.Потапов

Б.  А.П.Окладников

6. Многоугольное срубное жилище алтайцев называется

А. ураасы

Б.  аил

7.  Термином «юрт» обозначается 

А. группа семей, принадлежащих одному роду

Б.  группа семей (независимо от родовой принадлежности) живущих  в одном месте

8.  По хозяйственно-культурному типу северные алтайцы являются

А.  таежными охотниками

Б.  скотоводами

9.  До присоединения к России алтайцы назывались

А.  теленгитами (белыми теленгитами и горными теленгитами)

Б.  тюрками

10. К северной группе алтайцев относятся

А.  челканцы, тубалары, кумандинцы

Б.  мундусы, хакасы, теленгиты.

 

ВАРИАНТ 2.

1. Слабоалкогольный напиток кумыс получают из молока

А. кобылы

Б. коровы

2. «Шаманский дар» (призвание, профессия) является у алтайцев

А. наследственным

Б. приобретенным

3. В социальной иерархии тюрков Алтая руководящее место занимает

А. зайсан

Б.  шаман

4.  Современному термину заповедник соответствует понятие

А.  ыйык

Б.  тёс

5.  У староверов свадебную молитву читает

А. поп

Б.  наставник, духовник

6. Казахи Кош-Агачского района являются выходцами из

А. юго- восточных областей (Семипалатинска, Тургайска) Казахстана

Б.  из северных областей (Павлодара, Омска)

7. Исполнитель сказания «Маадай-Кара»

А. А.Г.Калкин

Б. О.Алексеев

8. Мифический культурный предок алтайцев

А Сартакпай

Б. Кашка-Буурыл

9. Изобретение аракы – алкогольного напитка у алтайцев принадлежит

А. подземному владыке Эрлику

Б.  духу-покровителю дорог Йер-Йол

10. Национальная игра в шахматы у алтайцев называется

А.  кажык

Б.  шатра

 

12. Ключи ответов к тестам

 

 

Задания

Ключи ответов к тестам

I

II

1

Б

А

2

А

А

3

А

А

4

Б

А

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

А

9

А

А

10

А

Б


 

13. Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов

 

 

При модульно-рейтинговой системе оценки знаний все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами  в результате изучения дисциплины или её части, оценивается в баллах (зачетных единицах). Баллы набираются в течение всего периода обучения и фиксируются путём занесения в единую ведомость. В ходе изучения дисциплины предусматриваются промежуточные и семестровые аттестации.   На основании набранных баллов, успеваемость студентов в семестре  определяется  оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено», «не зачтено».   Студенты, полностью выполнившие требования учебного  плана данного курса, успешно  сдавшие все семестровые аттестации, переводятся на следующий  курс.

 

 

БЛОКИ

1 АТТЕСТАЦИЯ

2 АТТЕСТАЦИЯ

3АТТЕСТАЦИЯ

Теоретический блок

Форма контроля – тест.

30 вопросов

Максимальное количество баллов -8

Форма контроля – тест.

30 вопросов

Максимальное количество баллов -8

Форма контроля – эачет

Практический блок

Максимальное количество баллов -14

Максимальное количество баллов -14

Выступление на семинаре с докладом или сообщением – «-1» - «+3», контрольная работа до 2. Конспект статьи – до 3, составление теста по теме лекции или семинара до 2, написание эссе – до 3. Разработка электронной презентации лекции или семинара – до 3, написание реферата до 5.

Учебно-организационный блок (посещаемость занятий)

Максимальное количество баллов -8

Максимальное количество баллов -8

ИТОГО:

Максимальное количество баллов - 30

Максимальное количество баллов – 30

Максимальное количество баллов – 40

Оценка в зачетную книжку и ведомость выставляется по сумме баллов трёх аттестаций: с 61 балла и выше – 3 (удовлетворительно), с 75 балов – 4 (хорошо), с 91 балла – 5 (отлично).

 

Программу разработала Е.Е.Ямаева