1 Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физиологии человека (физиологические процессы, происходящие в организме в состоянии покоя и при физических нагрузках, механизмы их регуляции).
Задачи дисциплины:
- приобрести теоретические знания об организме как саморегулирующейся системе;
- изучить регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;
- освоить комплекс теоретических и практических знаний о физической работоспособности и физиологических основах утомления и восстановления в спорте, изучить возрастные закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организма в процессе физического воспитания и спорта;
- ознакомиться с особенностями адаптации организма человека к физическим упражнениям;
- формировать у студентов – будущих педагогов физической культуры необходимые знания для индивидуального подхода к учащимся в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.
2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Физиология» относится к обязательным дисциплинам вариативной части цикла (Б1.В.ОД.5) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности».
Для освоения дисциплины «Физиология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Анатомия» (ОПК-6), «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» (ОПК-2), «Биохимия» (ОК-3), «Биомеханика» (ОК-3).
3 Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «Физиология» обеспечивает формирование следующей компетенции бакалавра:
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- механизмы протекания основных физиологических процессов в организме человека;
- основные положения о высшей нервной деятельности человека;
- характер изменения физиологических реакций организма при спортивной деятельности;
- анатомо-физиологические основы развития физических качеств;
- анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых.
уметь:
- оценивать функциональное состояние организма детей и подростков на различных этапах физического воспитания;
- оценивать функциональные возможности организма;
- оценивать эффективность восстановительных процессов после занятий физической культурой по динамике физиологических реакций.
- рассчитывать энергетический баланс питания в период тренировки и соревнований в зависимости от физической нагрузки.
- оценивать функциональные возможности организма при физических нагрузках в зависимости от возрастных физиологических особенностей.
владеть:
- физиологическими знаниями для планирования и проведения основных видов физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми;
- физиологическими знаниями, исследовательскими умениями и практическими навыками в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;
- знаниями общей и возрастной физиологии в процессе проведения научно-исследовательской работы по проблемам физического воспитания и спортивной тренировки.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
- Teacher: Воронкова Елена Готфридовна