Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

Методология научных исследований

Уровень основной образовательной программы: подготовка кадров высшей квалификации

направление подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология, Направленность (профиль) 07.00.07 Этнография, этнология и антропология

 

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению

подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (утвержден от 30 июля 2014 г. № 904) и учебного плана по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология направленность (профиль) 07.00.07 Этнография, этнология и антропология

утвержденного Ученым советом ГАГУ (от 29 сентября 2014, протокол № 7)

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры археологии и всеобщей истории 13 ноября  2014 года, протокол № 3

 

 

 

 

 

 

 

          1. Цель дисциплины:

Ознакомить с методологией и  основными методами и приёмами этнографических полевых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методология научных исследований»  относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла (Б1.В.ДВ.1)

используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплин «Археология», «История» и др. на предыдущем уровне обучения.

Освоение дисциплины «Методология научных исследований» является необходимой основой для изучения дисциплины «Этнология», «Этнополитические проблемы российской истории».

 

Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п

Наименование обеспечиваемых  (последующих) дисциплин

Наименование  разделов (темы) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Методология научных исследований

Место этнологии (этнографии)  в системе наук

Общенуачные и специальные методы в этнологии (этнографии).

Научно-познавательные функции этнологии (этнографии).

Научная этика в  исследованиях

1.

Этнология

+

+

+

+

+

2.

Этнополитические проблемы российской истории

+

+

+

+

+

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарного целостного  системного научного мировоззрения с использованием знаний (УК-2);

- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по реализации образовательных задач (УК-3);

В результате изучения дисциплины аспирант должен

знать:

- предмет, основные категории и методы научных исследований;

уметь:

- критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;

владеть:

- навыками работы с различными по содержанию и характеру источниками, учебной и научной литературой, методами сбора, анализа и обработки полученной информации;

                     

        4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

 

Вид учебной работы

 

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

 

1

Аудиторные занятия (всего)

10

10

В том числе:

-

-

Лекции

10

10

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

Семинары (С)

Самостоятельная работа  (всего)

98

98

В том числе:

-

-

Реферат

 

 

Подготовка к семинарским занятиям

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачёт

Зачёт

Общая трудоемкость: часы / зачетные единицы

108/3

108/3

 

 

Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины

 

Наименование раздела (темы) дисциплины

Всего часов

Компетенции

Сумма компетенций

10

УК-2

УК- 3

1. Методология научных исследований

2

+

-

2

 2. Место этнологии (этнографии) в системе наук.

2

+

+

2

3. Общенаучные и специальные методы в этнологии (этнографии).

2

+

+

2

4. Научно-познавательные функции этнологии (этнографии).

2

+

+

2

5. Научная этика в  исследованиях

2

+

+

2

 

5. Содержание дисциплины

Методология научных исследований включает предмет исследования, методы исследования, источники  и историографию исследуемой проблемы, функцию исследуемого объекта и практическое применение результатов исследования.  В настоящей рабочей программе методология научных исследований раскрывается на основе этнологической  (этнографической) науки.

     Тема № 1. Методология научных  исследований.

Определение предмета науки. Соотношение эмпирического и теоретического аспектов в этнологических (этнографических) исследованиях. Традиционные наименования науки в различных национальных школах мира (этнография, культурная (социальная) антропология,  этнология, этническая социология). Понятие о культуре, бытовом укладе, традиции. Понятие об этносе и иерархии этнических общностей (этносы, субэтносы, метаэтносы). Этнические процессы, их характер и типы. Соотношение этноса и культуры. Основные проблемы этнологического (этнографического  исследования: этногенез, этническая история, этнокультурные и этносоциальные процессы. Представление о соотношении социально-экономических формаций и типов этносов в отчественной науке. «Теория этноса» Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Современные представления об этничности.  Научно-технический прогресс, урбанизация и их воздействие на этнические процессы. Изучение современных народов и прогнозирование этнических и этнокультурных процессов. Общие и частные задачи науки. Роль этнологических (этнографических) исследований в современном мире.

Раздел 2. Место этнологии (этнографии) в системе наук.

Этнологические и этнографические субдисциплины, связь с другими науками. «Пограничные» научные дисциплины. Этнолингвистика, этносоциология, этногеография, этнопсихология, этнополитология, этнодемография.

Раздел 3. Общенуачные и специальные методы в этнологии (этнографии).

Понятие о «полевых» исследованиях. Основные принципы «полевых» исследований. «Этнографический источник» и методика работы с этнографической информацией. Комбинаторно-статистические методы в этнологии (этнографии). Анализ массовой информации. Моделирование.

Раздел 4. Научно-познавательные функции этнологии (этнографии). Этнология (этнография) как фундаментальная мировоззренческая дисциплина. Её роль в формировании и сохранении исторической памяти народов, этнического (национального) самосознания. «Наука о народах» и социальные процессы в современном обществе. Этнология и политика. Этнология и экономика. Этнология и проблемы современной экологии (этноэкология). Этнология и национально-государственное строительство.  Этнология (этнография) и законодательство. Этнология (этнография) и профессиональная культура. Этнология (этнография) и образование. Этнология и проблемы демографии. Роль этнографии в изучении этнического аспекта межнациональных отношений в современном обществе. Этнография и практика современной бытовой культуры жизнеобеспечения. Этнология и социальная футурология. Прикладная и неотложная этнология в  практике современных этнонациональных процессов и межнациональных      отношений. Взаимосвязь социальных и национальных (этнических) процессов: социальная обусловленность национальных (этнических) явлений и национальное (этническое) разнообразие социальных процессов. Социально-значимые стороны и элементы их культур. Функциональное значение языка, профессиональной культуры, этнических ориентаций. Социальные группы и этнические процессы. Социальная детерминация национального (этнического) самосознания. Межнациональные (межэтнические) отношения. Роль этнологических (этнографических) исследований при разработке проблем межнациональных отношений.

 Раздел 5. Научная этика в исследованиях.      Научное сообщество и понятие научной этики. Профессиональная этика.

 

6.Основная литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999.

Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций (Учебное пособие). М., 1966

Садохин А. П. Этнология. М., 2000.

Садохин А.П. Этнология. Словарь-справочник. М. 2002

Шмелева М. Н. Некоторые вопросы полевого этнографического исследования современности (окончание дискуссии) // Советская этнография, 1986. № 1.

Этнография (Учебник) / Под редакцией Ю.В.Бромлея и Г.Е. Маркова. М.. 1982.

Этнология: учебник для высших учебных заведений / Под. ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994

 

6.1.Дополнительная литература

 

Чебоксаров Н.Н. Проблема типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. №4.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998

Этнические стереотипы поведения. М., 1985

Этничность, национальные движения, социальная практика. СПб., 1995.

Этнознаковые функции культуры. М., 1991

 

7. Вопросы к зачету

 

 

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции

2. Предпосылки формирования и основные этапы развития этнологии как науки.

3.Соотношение дисциплин: этнологии и этнографии, социальной и культурной антропологии.

4. Дискуссии об объекте и предмете этнологии и этнографии в европейской науке XIX - начале ХХ вв.

5. Классификация методов этнографии и этнологии.

6. Экспедиции в истории этнографии: развитие методик.

7. Академические экспедиции в России XVIII в. Основные методы и результаты.

8. Соотношение этнологии со смежными дисциплинами. Развитие этнографических субдисциплин в 1960-1980-е гг.

58. Этноэволюционные и этнотрансформационные модели этнического развития. Теории межэтнического взаимодействия.

Разработчик: д.и.н., профессор Ямаева Елизавета Еркиновна